Отдел судебных психологических экспертиз

Судебная психологическая экспертиза


С 2007 года в Новосибирском институте клинической психологии проводятся все виды судебных психологических экспертиз.

С 2021 года Новосибирский институт клинической психологии осуществляет медицинскую деятельность по следующим направлениям:

  • Психиатрия
  • Психиатрия-наркология
  • Психологическое консультирование

Лицензия на медицинскую деятельность ЛО — 54 — 01 — 006254 выдана Министерством здравоохранения Новосибирской области 11 ноября 2021 года. Виды деятельности: психиатрия, психиатрия-наркология, психологическое консультирование.

  • Судебно-психологическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания.
  • Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.
  • Судебно-психологическая экспертиза проводится, в частности, по уголовному делу в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы.
  • Судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
  • Заключение эксперта — это специальный процессуальный документ, без которого немыслима сама процедура установления всех обстоятельств, значимых для уголовного или гражданского процесса.

Судебная психологическая экспертиза по определению места жительства ребёнка, порядка общения с ребёнком, ограничения (лишения) родительских прав (психолого-педагогическая экспертиза)

  • Психолого-педагогическая экспертиза – это вид судебной экспертизы, целью которой является исследование психологического состояния несовершеннолетнего ребёнка в случае развода его родителей, возникновения спора о дальнейшем его воспитании, порядке общения с родителем и (или) лишения родителей ребёнка родительских прав.
  • Психолого-педагогическая экспертиза помогает определить отношения ребёнка к родителям и отношение родителей к ребёнку. При рассмотрении споров о воспитании ребёнка в рамках судебной психолого-педагогической экспертизы проводится анализ личности ребёнка, матери, отца, их системы ценностей, эмоциональных отношений к ребёнку и друг к другу.
  • По результатам экспертизы даются рекомендации относительно того, с кем из родителей будет проживать ребёнок, и какое участие родители будут принимать в его воспитании.

Примерные вопросы на разрешение для судебной психологической (психолого-педагогической) экспертизы

Вопросы в отношении родителей:

  • 1. Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей?
  • 2. Какой стиль воспитания ребёнка у каждого из родителей?
  • 3. Оказывают ли отец или мать, с учётом выявленных у них стилей воспитания ребёнка, а также выявленных у них индивидуальных психологических особенностей, негативное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка?
  • 4. Нет ли признаков психологического давления на ребёнка со стороны каждого из родителей, в том числе, на желание ребёнка проживать (общаться) с отцом или матерью?
  • 5. Может ли общение с отцом либо матерью оказать негативное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка, либо оказать негативные последствия на психоэмоциональное состояние ребёнка? Если да, то в чём это может проявляться и чем это обусловлено? Возможно ли общение ребёнка с одним из родителей без присутствия второго родителя?
  • 6. Имеются ли с психологической точки зрения обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению родительских прав отцом либо матерью? Если имеются, то у кого и какие?

Вопросы в отношении ребёнка (детей):

  • 7. Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка, каково его актуальное психоэмоциональное состояние? Соответствует ли психологическое развитие ребёнка его возрасту?
  • 8. К кому ребёнок в большей степени привязан (отдаёт предпочтение) - отцу либо матери, кто из родителей имеет для ребёнка наибольший авторитет, влияние? Чем это обусловлено?
  • 9. Имеет ли ребёнок какие-либо негативные представления об отце, матери и если имеет, то чем это обусловлено?
  • 10. Испытывает ли ребёнок психоэмоциональное напряжение при общении с кем-либо из родителей, если да, то чем это обусловлено?
  • 11. Каково отношение ребёнка к членам семьи отца как проживающим с ним (необходимо указать, например, мачеха (жена/сожительница отца) Ф.И.О., дочь/сын жены/сожительницы отца ИМЯ, дочь/сын сожительницы отца и отца ИМЯ, другие лица), так и проживающими отдельно (бабушка, дедушка со стороны отца и другие лица)? Каково отношение ребёнка к членам семьи матери как совместно проживающим с ними (отчим (муж/сожитель матери) Ф.И.О., брат/сестра ребёнка ИМЯ), так и проживающими отдельно (бабушка, дедушка со стороны матери и другие лица)?
  • 12. Проявляет ли несовершеннолетний ребёнок желание проживать с кем-либо из родителей, является ли это желание самостоятельным, соответствующим интересам ребёнка?
  • 13. С кем из родителей с психологической точки зрения целесообразно определить дальнейшее проживание ребёнка?
  • 14. Какова привязанность детей (братьев, сестёр, либо брата и сестры) между собой?
  • 15. В случае различных предпочтений несовершеннолетних детей к отцу и матери, возможно ли их раздельное проживание без негативных последствий?

Дополнительные вопросы:

  • 16. Чем могут дополнить эксперты заключение (что могут дополнительно сообщить суду) исходя из проведённого исследования?
Вопросы подготовлены на основе рекомендованных вопросов Российским федеральным центром Судебной экспертизы при Министерстве юстиции России Федерации (РФЦСЭ).

Верификация

Экспертиза по верификации – это установление достоверности/не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства.

Методическое обоснование психологической экспертизы по верификации: достоверности / не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства

Психологическая экспертиза по верификации: достоверности/не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства относится к исследовательской экспертной технологии, реализуясь в рамках судебной экспертизы.

Верификация – это метод распознавания лжи, установления достоверности информации. Ложь — это сознательный акт искажения действительности, реализуемый в соответствии с 3 целями: 1) достижение социально-желательного эффекта; 2) выгодная самопрезентация; 3) получение личной (групповой) выгоды.

Диагностике во время проведения судебной экспертизы по верификации подвергаются паттерны вербального и невербального поведения во время сообщения ложной информации.

Требования, предъявляемые к используемым методам исследования сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства информации: точные, конкретные, содержат наименование (общеизвестное для специалистов) и / или подробное описание метода и ссылку на источник, научно и фактически обоснованные.

Показания для назначения психологической экспертизы по верификации: рекомендуется использовать при проведении судебной психологической экспертизы участников уголовного процесса, чьи показания зафиксированы с помощью видеозаписи и вызывают у следователя (суда) вопросы в отношении их достоверности.

Характер психологической экспертизы по верификации:

1) заочная, психологическому исследованию подвергаются видеоматериалы следственных (судебных, оперативно-розыскных) действий;

2) очная, непосредственное (прямое) обследование участников уголовного процесса с целью исследования индивидуально-психологических черт личности подэкспертного и особенностей его поведения в исследуемой ситуации, где при психологическом изучении материалов уголовного дела, анализу подвергаются также (при их наличии) и видеозаписи следственных действий (оперативно-разыскных мероприятий).

Противопоказания к назначению экспертизы по верификации: психическое и / или физическое состояние участника уголовного (гражданского) процесса вызывает у следователя (суда), эксперта сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (п. 3, 4 ст. 196 УПК РФ).

Правовое обоснование применения специальных психологических знаний по верификации в уголовном процессе

Необходимость оценки достоверности показаний законодательно обусловливается следующими статьями Уголовного кодекса РФ, по которым предусмотрена уголовная ответственность:

— ст. 302 − принуждение к даче показаний;

— ст. 303 – фальсификация доказательств;

— ст. 306 − заведомо ложный донос;

— ст. 307 − заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод;

— ст. 308 − отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний;

— ст. 309 − подкуп или принуждение к даче показаний или уклонение от дачи показаний либо к неправильному переводу.

Субъективной стороной по данным преступлениям может быть только вина в форме прямого умысла, то есть, лицо осознает, что сообщает сведения, которые не соответствуют действительности, и ложь в этом случае является заведомой, что в полной мере соответствует определению понятия «ложь».

Неправильное установление элементов субъективной стороны зачастую ведёт к необоснованному привлечению к уголовной ответственности невиновных лиц и уходу от ответственности действительных преступников из-за отсутствия в системе доказательств данных, которые можно было бы получить с участием психолога.

Следственные ситуации, обусловливающие необходимость использования специальных психологических знаний в рамках судебной психологической экспертизы (СПЭ) по верификации

Основные ситуации, с которыми можно столкнуться в ходе различных этапов следствия по уголовному делу и которые вызывают у следователя (суда) сложности при оценке достоверности доказательств, следующие:

  1. принципиальное несовпадение (неустранимые противоречия) содержания показаний (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых) с другими доказательствами по уголовному дела;
  2. внутренняя противоречивость показаний или существенное их изменение от допроса к допросу, появление большого числа новых деталей;
  3. слишком обобщённый характер сообщаемой информации, отсутствие конкретных деталей, собственных переживаний и оценочных характеристик;
  4. заученность, повышенная точность в описании деталей;
  5. схематизм, застывшая форма показаний;
  6. отсутствие какой-либо вариативности в показаниях;
  7. употребление усложнённых языковых оборотов, специальных терминов, штампов деловой речи, оперирование понятиями, не характерными для социального статуса участника уголовного процесса, дающего показания, его образовательного уровня, сферы профессиональной деятельности, уровня психического развития;
  8. необычное поведение при допросе, повышенная речевая активность, подчёркивание якобы своей осведомлённости, конфликтность, агрессивность, некритичность в оценке своих возможностей, психопатологические реакции и проявления;
  9. отказ участника уголовного процесса от своих первоначальных показаний, в том числе с указанием, что первоначальные показания были им даны под чьим-либо воздействием;
  10. немотивированный отказ от дачи показаний или их изменение без видимых на то объективных причин;
  11. отсутствие иных доказательств, кроме показаний участников уголовного процесса.

Требования, предъявляемые к видеозаписям, предоставляемым на судебную психологическую экспертизу (СПЭ) по верификации: достоверности/не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства

I. Видеозапись следственного (судебного) действия должна быть выполнена соответствующим процессуальным лицом. Процессуальная легализация записей, выполненных иными участниками (или не участниками уголовного процесса) возможна в двух случаях: если до начала следственного действия участник уголовного процесса (или не участник) заявил о том, что будет производить видеозапись и получил разрешение на производство такой записи от лица, производящего соответствующее процессуальное действие, сведения о применении записи с указанием видеозаписывающего устройства внесены в соответствующем протоколе;

II. Объект видеозаписи (подэкспертный) должен находиться в ракурсе видеокамеры. Ракурс может иметь 2 варианта:

1. Объект полностью находится в кадре – его голова, туловище, руки, ноги;

2. Объект находится в кадре по пояс, крупным планом снята голова подэкспертного;

III. Видеоряд должен характеризоваться чёткостью и отсутствием помех;

IV. Акустическая обстановка звукового ряда должна характеризоваться чёткостью, разборчивостью и различимостью звучащей речи участников следственного действия, что позволяет оценивать на протяжении всей записи артикуляцию, содержание и интонационную окраску реплик допрашиваемого, отражающих его психоэмоциональное состояние;

V. Требования, предъявляемые к использованию приёмов видеозаписи:

1) Общий план – фиксация обстановки производится в начале производства видеозаписи.

2) Средний план – в кадре расположен непосредственно подэкспертный, полностью находится в кадре (голова, туловище, руки, ноги);

3) Детальный план – наиболее рекомендуемый. В кадре фиксируется голова, лицо и шейно-плечевой пояс подэкспертного;

4) Смена плана съёмки: от общего к детальному, постепенно и медленно в начале съёмки, без дальнейшего изменения детального плана.

5. Следственное (судебное) действие должно быть зафиксировано в полном объёме, от начала до его завершения;

6. Материально-техническое обеспечение: данные, находящиеся на любом цифровом носителе информации, должны быть доступными для воспроизводства стандартным программным обеспечением (например, операционной системы MS Windows).

Вопросы, подлежащие разрешению для психологической экспертизы по верификации

 1) Наличие психологических признаков достоверной информации в конкретных тематических фрагментах показаний подэкспертного (исследуемого,наблюдаемого).

2) Наличие психологических признаков не достоверной информации (лжи) в конкретных тематических фрагментах показаний подэкспертного (исследуемого, наблюдаемого).

Профайлинг

Профайлинг — это профессиональные навыки специалиста в создании идентичного профиля (психологического портрета) любого лица, ставшего объектом его методически организованного внимания.

Смысл профайлинга заключается:

1) В возможности прогнозирования поведенческих реакций, реагирования, поступков, аффективного отклика, действий другого лица;

2) В возможности оказать противодействие при попытке манипулирования со стороны другого лица;

3) В способности подбора метода воздействия в ситуации необходимости на конкретного человека на основе его психологического профиля;

4) В способности профессионального, позитивного, продуктивного взаимодействия с человеком, исходя из специфических особенностей и феномена его личности.

Новосибирский Институт Клинической Психологии:

1) организует и проводит повышение квалификации в соответствии с тематическим планом по дисциплине «Профайлинг»;

2) занимается созданием профилей лиц на основе видеоматериалов, аудиоматериалов, наблюдения, межличностной коммуникации и т.д.

3) проводит консультирование представителей бизнеса по вопросам оптимального взаимодействия с партнёрами, созданию психологических профилей;

4) составляет психологические профили по обращению правоохранительных и государственных органов в рамках уголовного и гражданского судопроизводства;

5) проводит индивидуальное консультирование частных лиц, семей, супругов, педагогов и т.д. по вопросам построения эффективного и антикризисного взаимодействия, исходя из психологических профилей обратившихся и участников межличностного взаимодействия.

Информация о поступлении и
прохождении циклов

Запись на консультативный
прием