С 2007 года в Новосибирском институте клинической психологии проводятся все виды судебных психологических экспертиз.
С 2021 года Новосибирский институт клинической психологии осуществляет медицинскую деятельность по следующим направлениям:
Лицензия на медицинскую деятельность ЛО — 54 — 01 — 006254 выдана Министерством здравоохранения Новосибирской области 11 ноября 2021 года. Виды деятельности: психиатрия, психиатрия-наркология, психологическое консультирование.
Примерные вопросы на разрешение для судебной психологической (психолого-педагогической) экспертизы
Вопросы в отношении родителей:
Вопросы в отношении ребёнка (детей):
Дополнительные вопросы:
Экспертиза по верификации – это установление достоверности/не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства.
Психологическая экспертиза по верификации: достоверности/не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства относится к исследовательской экспертной технологии, реализуясь в рамках судебной экспертизы.
Верификация – это метод распознавания лжи, установления достоверности информации. Ложь — это сознательный акт искажения действительности, реализуемый в соответствии с 3 целями: 1) достижение социально-желательного эффекта; 2) выгодная самопрезентация; 3) получение личной (групповой) выгоды.
Диагностике во время проведения судебной экспертизы по верификации подвергаются паттерны вербального и невербального поведения во время сообщения ложной информации.
Требования, предъявляемые к используемым методам исследования сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства информации: точные, конкретные, содержат наименование (общеизвестное для специалистов) и / или подробное описание метода и ссылку на источник, научно и фактически обоснованные.
Показания для назначения психологической экспертизы по верификации: рекомендуется использовать при проведении судебной психологической экспертизы участников уголовного процесса, чьи показания зафиксированы с помощью видеозаписи и вызывают у следователя (суда) вопросы в отношении их достоверности.
1) заочная, психологическому исследованию подвергаются видеоматериалы следственных (судебных, оперативно-розыскных) действий;
2) очная, непосредственное (прямое) обследование участников уголовного процесса с целью исследования индивидуально-психологических черт личности подэкспертного и особенностей его поведения в исследуемой ситуации, где при психологическом изучении материалов уголовного дела, анализу подвергаются также (при их наличии) и видеозаписи следственных действий (оперативно-разыскных мероприятий).
Противопоказания к назначению экспертизы по верификации: психическое и / или физическое состояние участника уголовного (гражданского) процесса вызывает у следователя (суда), эксперта сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (п. 3, 4 ст. 196 УПК РФ).
Необходимость оценки достоверности показаний законодательно обусловливается следующими статьями Уголовного кодекса РФ, по которым предусмотрена уголовная ответственность:
— ст. 302 − принуждение к даче показаний;
— ст. 303 – фальсификация доказательств;
— ст. 306 − заведомо ложный донос;
— ст. 307 − заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод;
— ст. 308 − отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний;
— ст. 309 − подкуп или принуждение к даче показаний или уклонение от дачи показаний либо к неправильному переводу.
Субъективной стороной по данным преступлениям может быть только вина в форме прямого умысла, то есть, лицо осознает, что сообщает сведения, которые не соответствуют действительности, и ложь в этом случае является заведомой, что в полной мере соответствует определению понятия «ложь».
Неправильное установление элементов субъективной стороны зачастую ведёт к необоснованному привлечению к уголовной ответственности невиновных лиц и уходу от ответственности действительных преступников из-за отсутствия в системе доказательств данных, которые можно было бы получить с участием психолога.
Основные ситуации, с которыми можно столкнуться в ходе различных этапов следствия по уголовному делу и которые вызывают у следователя (суда) сложности при оценке достоверности доказательств, следующие:
I. Видеозапись следственного (судебного) действия должна быть выполнена соответствующим процессуальным лицом. Процессуальная легализация записей, выполненных иными участниками (или не участниками уголовного процесса) возможна в двух случаях: если до начала следственного действия участник уголовного процесса (или не участник) заявил о том, что будет производить видеозапись и получил разрешение на производство такой записи от лица, производящего соответствующее процессуальное действие, сведения о применении записи с указанием видеозаписывающего устройства внесены в соответствующем протоколе;
II. Объект видеозаписи (подэкспертный) должен находиться в ракурсе видеокамеры. Ракурс может иметь 2 варианта:
1. Объект полностью находится в кадре – его голова, туловище, руки, ноги;
2. Объект находится в кадре по пояс, крупным планом снята голова подэкспертного;
III. Видеоряд должен характеризоваться чёткостью и отсутствием помех;
IV. Акустическая обстановка звукового ряда должна характеризоваться чёткостью, разборчивостью и различимостью звучащей речи участников следственного действия, что позволяет оценивать на протяжении всей записи артикуляцию, содержание и интонационную окраску реплик допрашиваемого, отражающих его психоэмоциональное состояние;
V. Требования, предъявляемые к использованию приёмов видеозаписи:
1) Общий план – фиксация обстановки производится в начале производства видеозаписи.
2) Средний план – в кадре расположен непосредственно подэкспертный, полностью находится в кадре (голова, туловище, руки, ноги);
3) Детальный план – наиболее рекомендуемый. В кадре фиксируется голова, лицо и шейно-плечевой пояс подэкспертного;
4) Смена плана съёмки: от общего к детальному, постепенно и медленно в начале съёмки, без дальнейшего изменения детального плана.
5. Следственное (судебное) действие должно быть зафиксировано в полном объёме, от начала до его завершения;
6. Материально-техническое обеспечение: данные, находящиеся на любом цифровом носителе информации, должны быть доступными для воспроизводства стандартным программным обеспечением (например, операционной системы MS Windows).
1) Наличие психологических признаков достоверной информации в конкретных тематических фрагментах показаний подэкспертного (исследуемого,наблюдаемого).
2) Наличие психологических признаков не достоверной информации (лжи) в конкретных тематических фрагментах показаний подэкспертного (исследуемого, наблюдаемого).
Профайлинг — это профессиональные навыки специалиста в создании идентичного профиля (психологического портрета) любого лица, ставшего объектом его методически организованного внимания.
Смысл профайлинга заключается:
1) В возможности прогнозирования поведенческих реакций, реагирования, поступков, аффективного отклика, действий другого лица;
2) В возможности оказать противодействие при попытке манипулирования со стороны другого лица;
3) В способности подбора метода воздействия в ситуации необходимости на конкретного человека на основе его психологического профиля;
4) В способности профессионального, позитивного, продуктивного взаимодействия с человеком, исходя из специфических особенностей и феномена его личности.
Новосибирский Институт Клинической Психологии:
1) организует и проводит повышение квалификации в соответствии с тематическим планом по дисциплине «Профайлинг»;
2) занимается созданием профилей лиц на основе видеоматериалов, аудиоматериалов, наблюдения, межличностной коммуникации и т.д.
3) проводит консультирование представителей бизнеса по вопросам оптимального взаимодействия с партнёрами, созданию психологических профилей;
4) составляет психологические профили по обращению правоохранительных и государственных органов в рамках уголовного и гражданского судопроизводства;
5) проводит индивидуальное консультирование частных лиц, семей, супругов, педагогов и т.д. по вопросам построения эффективного и антикризисного взаимодействия, исходя из психологических профилей обратившихся и участников межличностного взаимодействия.