Клиническая психология — Онлайн — Новосибирский Институт Клинической Психологии

Программа переподготовки по специальности «Клиническая психология — Онлайн» (1119 часов) предназначена для специалистов с высшим психологическим образованием.

Обучение проводится в форме онлайн-занятий (лекций, практических занятий).

Лицам, получающим образование по программе, предоставляется необходимая литература для самостоятельного изучения, видео- или аудиозаписи занятий, презентации, использованные на занятиях.

Программа для слушателей с высшим психологическим образованием состоит из 4-х восьминедельных циклов (еженедельно по установленным дням с 18.00 до 21.00; и 6-и интенсивных трехдневных циклов (пятница – 18.00 – 21.00, суббота, воскресенье – 10.00 – 20.00). Начало циклов устанавливается в расписании на сайте Института. Количество мест в группе ограничено.

Стоимость обучения на цикле – 7500 (Семь тысяч пятьсот) рублей.

Восьминедельные циклыИнтенсивные циклы
Введение в клиническую психологию. Основы психопатологии.Когнитивно-поведенческая терапия
Пограничные психические расстройстваПсихология аномального развития
Психосоматика и психосоматическая медицинаГендерная психология и психология сексуальности
Актуальные направления психологии и психотерапии (майндфулнесс, глубинно-ориентированная терапия, терапия принятия и ответственности)Патопсихология
Нейропсихология с основами детской нейропсихологии
Кризисная психология

Для получения диплома о профессиональной переподготовке по специальности «Клиническая психология — Онлайн» (1119 часов) необходимо пройти обучение по базовой программе, защитить итоговую выпускную работу и сдать итоговый междисциплинарный экзамен.

Получить дополнительную информацию, задать интересующие вас вопросы вы можете, отправив сообщение на WhatsApp +79133745046


Программы циклов по программе «Клиническая психология – Онлайн»


Введение в клиническую психологию. Основы психопатологии.

Тема 1. Клиническая психология как наука. Определение. Соотношение понятий «клиническая» и «медицинская» психология. Структура науки: патопсихология, нейропсихология и соматопсихология как прикладные аспекты клинической психологии. Соотношение понятий патопсихология и психопатология. Методы исследования.

Тема 2. Общая психопатология. Организация психиатрической помощи и защита прав пациентов с психическими расстройствами. Общие принципы помощи. Основные понятия психопатологии: норма и патология, диагностический процесс, симптом, синдром, клинический диагноз, классификация. Основные подходы к классификации психических расстройств (МКБ, DSM).

Тема 3. Общая психопатология. Типология нарушений психических процессов (ощущений, восприятия). Определение ощущений. Виды нарушений ощущений. Определение восприятия. Психосенсорные расстройства. Иллюзии. Галлюцинации. Дифференциальная диагностика истинных и псевдогаллюцинаций. Неврастенический синдром. Ипохондрический синдром. Методы выявления расстройств ощущения и восприятия

Тема 4. Общая психопатология. Расстройства мышления. Определение мышления. Классификация нарушений мышления. Нарушение мышления по форме. Нарушения мышления по содержанию. Навязчивые идеи. Сверхценные идеи. Определение бреда, классификация бредовых идей. Синдром Кандинского-Клерамбо. Синдром дисморфофобии. Методы выявления расстройств мышления.

Тема 5. Общая психопатология. Типология нарушения психических процессов (памяти, внимания, интеллекта). Определение памяти. Виды памяти. Виды расстройств памяти. Корсаковский синдром. Расстройства внимания. Определение интеллекта. Нарушения интеллекта. Умственная отсталость. Деменция. Психоорганический синдром. Методы исследования памяти, внимания и интеллекта.

Тема 6. Общая психопатология. Типология нарушения психических процессов (эмоций, воли). Нарушения сознания. Определение понятий. Расстройства эмоциональной сферы и произвольной деятельности. Основные симптомы аффективных расстройств. Основные симптомы нарушения произвольной деятельности. Методы исследования эмоционально-волевой сферы. Определение понятия сознания. Общие признаки синдромов расстройства сознания. Клиническая характеристика основных синдромов расстройства сознания.

Тема 7. Частная психопатология («большие психические расстройства»). Аффективные расстройства. История. Распространенность. Модели развития аффективных расстройств. Классификация. Депрессивный эпизод. Клиника, критерии диагностики. Маниакальный эпизод. Клиника, критерии диагностики. Биполярное расстройство. Циклотимия. Дистимия. Психологические и фармакологические методы помощи пациентам

Тема 8. Частная психопатология («большие психические расстройства»). Шизофрения. История. Распространенность. Психологические, социологические, генетические, нейрофизиологические модели возникновения шизофрении. Продуктивные и негативные психопатологические синдромы при шизофрении. Классификация. Формы шизофрении: клинические особенности. Особенности течения заболевания. Психологические и фармакологические методы помощи пациентам

Тема 9. Частная психопатология («большие психические расстройства»). Эпилепсия. История. Причины. Основные клинические формы эпилепсии. Особенности нарушения психических процессов при эпилепсии. Изменения личности. Органические психические расстройства. Общая характеристика. Сосудистые, посттравматические, инфекционные, онкологические, интоксикационные органические расстройства. Психические расстройства вследствие повреждения, дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни.


Пограничные психические расстройства

Тема 1. Теоретические вопросы пограничной психиатрии. Пограничные психические расстройства. Общая характеристика, необходимость выделения категории. Переходные состояния от нормы к патологии. Понятия «характер», «акцентуация характера», «расстройства непсихотического спектра». Психосоциальная дезадаптация и ее причины. Основные пути психосоциальной дезадаптации. Методы диагностики.

Тема 2. Расстройства личности. История учения. Определение. Общая характеристика. Классификации расстройств личности (МКБ-10, DSM). Механизмы формирования расстройств личности, роль биологических и социальных факторов. Расстройство личности кластера «А».

Тема 3. Расстройства личности. Расстройства личности кластера «В» (пограничное, антисоциальное, нарциссическое, гистрионическое). Расстройства личности кластера «С» (обсессивно-компульсивное, избегания, зависимости). Методы психодиагностики при работе с расстройствами личности. Основные направления психологической помощи.

Тема 4. Невротические расстройства. Определение невротических расстройств, данные в разные периоды развития учения о неврозах. Психодинамические, бихевиоральные, когнитивные, психофизиологические теории развития неврозов. Современная классификация невротических расстройств. Синдромология (астенический синдром, ипохондрический синдром, депрессивный синдром, особенности расстройство сна и др.).

Тема 5. Невротические расстройства. Тревожно-фобические расстройства. Причины и механизмы формирования. Клиника простых фобий, социальной фобии, генерализованного тревожного расстройства, панического расстройства. Агорафобия. Обсессивно-компульсивные расстройства. Механизмы формирования. Диагностические критерии. Виды. Конверсионные расстройства. Механизмы формирования. Диагностические критерии. Особенности личности лиц с конверсионными нарушениями.

Тема 6. Невротические расстройства. Соматоформные расстройства. Виды. Критерии диагностики. Диссоциативные расстройства. Причины и механизмы формирования. Виды. Диагностические критерии. Неврастенический невроз. Причины и механизмы. Клинические проявления. Основные подходы к психотерапии невротических расстройств

Тема 7. Аддикции. Определение (по Ц.П. Короленко, А.Ю.Егорову). Аддиктивное поведение Эпидемиология аддиктивного поведения. Этиопатогенез аддиктивного поведения. Классификация. Фазы формирования аддиктивного поведения. Динамика аддиктивного поведения.

Тема 8. Химические аддикции. Симптомы психической и физической зависимости. Алкогольная зависимость как пример химической аддикции. Нехимические аддикции. Любовная аддикция и аддикция избегания: аддиктивные циклы, этапы формирования. Интернет и гаджет зависимости. Нарушения пищевого поведения как смешанный вариант аддикции.


Психосоматика и психосоматическая медицина

Тема 1. Психосоматика как наука. Определение. Психосоматические расстройства, определение, классификация. Основные модели возникновения психосоматических расстройств. Психодинамическое направление в психосоматике, роль внутриличностного конфликта, личностной организации). Характерологическое направление (типология личности, алекситимия).

Тема 2. Бихевиоральное и психофизиологическое направление (роль стресса, связь психологических и физиологических параметров в организме человека).

Тема 3. Методы исследования в психосоматике: клиническая беседа (сбор жалоб, запрос, анамнез, построение гипотезы). Диагностика эмоционально-личностной сферы, психосоматических характеристик.

Тема 4. Психотерапия психосоматических расстройств. Психотерапия, ориентированная на личность и причину. Когнитивно-бихевиоральный подход. Методы, ориентированные на симптом и модификацию поведения. Полувербальные, невербальные методы психотерапии.

Тема 5. Психосоматическая медицина. Врачебный подход к психосоматической патологии. Современные теории возникновения и развития психосоматической патологии. Теория сохраненного транскрипционного ответа на опасность. Теория социальной безопасности. Роль психосоциального стресса в развитии основных неинфекционных заболеваний.

Тема 6. Современный подход к факторам риска развития психосоматических заболеваний. Отвлекаемость, одиночество, дефицит социального окружения. Нейропластичность и эпигенетическое наследование. Психологическая коррекция, как метод вторичной профилактики.

Тема 7. Частная психосоматика. Нейрофизиология когнитивных и эмоциональных влияний при бронхиальной астме, современные подходы к психотерапии. Синдром раздраженного кишечника. Гипертоническая болезнь, как фактор риска сосудистых катастроф и способы комбинированной терапии. Онкопсихология. Цели и задачи в работе с онкологическими больными.


Актуальные направления психологии и психотерапии
Терапия, основанная на осознанности (майндфулнесс)

Тема 1. Основные понятия – осознанность, безоценочность, пребывание «здесь и сейчас». История возникновения направления майндфулнесс, буддийские «корни». Нейрофизиология стресса. Первая программа майндфулнесс-терапии – программа снижения стресса Джона Кабат-Зинна.

Тема 2. Практики однонаправленной концентрации. Динамика активности мозга в процессе практики и результаты длительного применения. Дыхательная практика, сканирование тела, концентрация на звуке. Безобъектная шаматха. Практика наблюдения за мыслями и эмоциями.

Тема 3. Программа когнитивной терапии, основанной на осознанности, как метод профилактики рецидивов депрессии. Основные понятия аналитических практик. Практики сочувствия и сострадания. Современные данные о влиянии практик сочувствия на долгосрочные изменения активности мозга. Демонстрация пациента, прошедшего восьминедельный курс майндфулнесс – терапии после онкологического лечения.

Тема 4. Демонстрация пациента, прошедшего восьминедельный курс майндфулнесс – терапии после онкологического лечения. Основные понятия терапии принятия и ответственности.

Глубинно-ориентированная психотерапия

Тема 1. Основы глубинно-психологически ориентированной психотерапии. Глубинно-ориентированная психотерапия: общая характеристика. Психоанализ как метод исследования бессознательных процессов. Основы психоаналитической диагностики. Сбор анамнеза. Типология личности и ее связь с этапами развития личности ребенка. Типология конфликтов. Диагностика психоаналитических типов личности на основе анализа образов и рисунков. Диагностические критерии нарциссического, шизоидного, депрессивного, навязчивого, демонстративного типов личности.

Тема 2. Кататимно-имагинативная терапия как метод образной глубинно- ориентированной терапии. Общая характеристика метода и мотивов кататимно-имагинативной терапии, направленного фантазирования, имажинационной терапии. 

Тема 3. Практические аспекты терапевтического воздействия при работе с методами визуализации. Показания и противопоказания к проведению психотерапии с использованием образов. Основные этапы терапии. Техники работы с образами: ассоциированный, диссоциированный образ. Работа с конфликтом, фрустрированными потребностями. Отражение внутриличностных конфликтов в образах. М.Шорр и его техники визуализации невротического конфликта. Работа с архаическими потребностями для насыщения ресурса. Целенаправленное насыщение оральных и нарциссических потребностей по Лейнеру. Творческая самореализация в работе с символическими действиями и рисунком. Навыки проективного опроса.

Тема 4. Психотерапевтическое и диагностическое значение рисунка. Диагностические аспекты рисования. Проявления психоаналитической типологии личности. Анализ рисунков клиентов для диагностики нарциссического, шизоидного, депрессивного, навязчивого, демонстративного типов личности. Анализ клинического случая (супервизия).


Психология аномального развития

Тема 1. Понятие аномального развития в рамках детской клинической психологии. Разграничение нормы и патологии. Типы дизонтогенеза (недостаточный, задержанный, асинхронный, поврежденный), причины, признаки.

Тема 2. Варианты задержки психического развития. Понятие парциальное недоразвитие высших психических функций. Умственное недоразвитие (варианты, степени). Смешанный тип дизонтогенеза.

Тема 3. Асинхронное развитие. Расстройства аутистического спектра (ранний детский аутизм, синдром Аспергера, аутоподобные нарушения). Детская шизофрения. Дисгармоничное формирование личности.

Тема 4. Поврежденное развитие (виды, формы). Дефицитарное развитие. Статус ОВЗ у детей.

Тема 5. Исследование аномального развития. Методы диагностики памяти, внимания, мышления, интеллекта, эмоциональной сферы у детей и подростков. Дифференциальная диагностика различных видов нарушений.

Тема 6. Экспериментально-психологическое обследование детей с нарушениями развития. Структура проведения обследования. Применение теста Векслера.

Тема 7. Заключение по результатам экспериментально-психологического обследования. Выделение ведущего симптомокомплекса. Варианты написания заключений. Рекомендации по итогам обследования.

Тема 8. Помощь детям с нарушениями в развитии (виды коррекционных, реабилитационных и абилитационных занятий). Особенности сопровождения семей имеющих детей с нарушениями развития.


Гендерная психология и психология сексуальности

Тема 1. История развития гендерной психологии. Этапы развития гендерной психологии, основные научные концепции и понятия.

Тема 2. Гендерные роли и стереотипы личности. Представления о гендерных стереотипах, группы гендерных стереотипов, возрастные особенности формирования гендерных стереотипов, значение полоролевых и гендерных стереотипов, представление о гендерных ролях, их значение в жизни личности.

Тема 3. Гендерная идентичность и гендерная компетентность личности. Понятие идентичности, история развития представлений о гендерной идентичности, формирование гендерной идентичности и ее компоненты. Понятие гендерной компетентности, структура гендерной компетентности, эгалитарные и традиционные представления, традиционные и модернизированные гендерные стереотипы, гендерные предубеждения, модели гендерных отношений.

Тема 4. Физиологические основы сексуальности женщины: эрогенная реактивность, любрикация, оргазм, либидо. Виды оргазма. Стадии формирования либидо.

Тема 5. Основные физиологические процессы, обеспечивающие сексуальную функцию мужчины. Физиологическое обеспечение сексуальности мужчины: эрекция, эякуляция, оргазм, либидо. Функциональные компоненты либидо.Стадии формирования либидо у мужчин.

Тема 6. Сексуальное здоровье. Цикл сексуальной реакции. Представления о сексуальном здоровье, элементы сексуального здоровья, сексуальная норма, критерии индивидуальной и партнерской нормы, медицинская норма, цикл сексуальной реакции по Мастерсу и Джонсону и DSM-III-R

Тема 7. Диагностика различных аспектов сексуальности. Конституционально-личностные факторы в формировании сексуальности, психодиагностические методы исследования мужской и женской сексуальности, психологическое обследование при сексуальных дисфункциях 

Тема 8. Характеристика сексуальных дисфункций. Виды мастурбаторного поведения. Психологическая помощь в случаях навязчивого мастурбаторного поведения детей и взрослых


Патопсихология

Тема 1. Патопсихология. Определение науки. Место патопсихологии в системе медицинских и психологических наук. соотношение/взаимосвязь психопатологии и патопсихологии. 

Тема 2. Патопсихологическое исследование. Задачи патопсихологического исследования. Принципы построения патопсихологического эксперимента, Структура патопсихологического эксперимента (основы написания патопсихологического исследования).

Тема 3. Нарушение познавательных процессов. Нарушения памяти. Классификация. Признаки. Нарушения внимания. Классификация. Признаки. Нарушения мыслительной деятельности. Классификация. Признаки.

Тема 4. Анализ патопсихологических методов исследования. Основной исследовательский блок. Методики исследования памяти («10 слов», «Пиктограмма»), внимания (таблицы Шульте, Шульте-Горбова), мышления («Классификация предметов», «Исключение лишнего», «Пиктограмма) и другие.


Нейропсихология

Тема 1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Значение нейропсихологии для решения методологических и теоретических проблем психологической науки

Тема 2. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций. Межполушарная асимметрия.

Тема 3. Нейропсихологический анализ нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга. Зрительное восприятие и его нарушения.

Тема 4. Сенсорные и гностические нарушения работы слуховой системы, нарушения кожно-кинестетической системы, нарушения произвольных движений.

Тема 5. Нарушения речи, внимания, памяти и мышления при локальных поражениях мозга.

Тема 6. Нейропсихологический анализ нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при локальных поражениях мозга.

Тема 7. Нейропсихологические синдромы при локальных поражениях мозга.


Кризисная психология

Тема 1. Психология и психофизиология стресса.  Стресс как процесс. Общий адаптационный синдром. Стресс и социальное взаимодействие. Диагностика стресса. Психологическая интервенция и мишени воздействия.

Тема 2. Основные принципы и подходы в работе с психологической травмой. Особенности понимания психологической травмы, процессы, обуславливающие возникновение травмы, трансформация травматического переживания. Последствия травматического переживания. Кризисная интервенция и психологические приемы в кризисной интервенции в работе с психологической травмой.

Тема 3. Суицидальное поведение клиентов. Комплексная оценка суицидального риска. Профилактика суицидального поведения. Феномен суицидального поведения. Факторы, влияющие на возникновение суицидального риска. Насилие как фактор, приводящий к суицидальному риску. Специфика подросткового суицида. Профилактика суицидального поведения.

Тема 4. Психологическое консультирование клиентов в стрессовых ситуациях. Психологическое сопровождение острых стрессовых реакций. Экстренная психологическая помощь. Особенности психологического горевания. Последствия переживания травматического опыта. Психологическая интервенция при ПТСР.

Тема 5. Горе в норме и патологии. Психотерапия при патологическом горе. Горевание как процесс. Психологические механизмы формирования патологического горя. Психология жертвы. Социальные стигмы, как фактор возникновения патологического горя. Психологическая интервенция при патологическом горе.

Тема 6. Особенности дистанционного консультирования клиента, находящегося в кризисной ситуации. Правила дистанционного консультирования. Особенности работы психолога на различных этапах дистанционного консультирования. Экология дистанционного консультирования.

Тема 7. Профилактика выгорания и травматического стресса у специалистов помогающих профессий. Профилактика профессионального выгорания. Влияние профессии наличность. Профессиональная деформация. Профилактика кризисных состояний специалистов помогающих профессий. Симптомы СЭВ, профилактика, мишени психологического воздействия.