С 2007 года в нашем институте открыт Отдел Судебных Психологических Экспертиз, в котором проводятся все виды экспертной оценки:

  • Судебно-психологическая экспертиза
  • Судебная психологическая экспертиза по определению места жительства ребёнка, порядка общения с ребёнком, ограничения (лишения) родительских прав (Психолого-педагогическая экспертиза)
  • Экспертиза по верификации
  • Профайлинг

Экспертизы и экспертные исследования проводятся в течение месяца.

При возникновении затруднений в назначении экспертизы и оформлении необходимых для её производства материалов можно получить консультацию в отделе.

Дополнительную информацию вы можете получить по телефону +7 (383) 375-21-95, по электронной почте klinika-nikp@mail.ru

Судебная психологическая экспертиза

Судебно-психологическая экспертиза назначается в случаях, когда при выяснении важных для дела обстоятельств требуются специальные психологические знания.

Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.

Судебно-психологическая экспертиза проводится, в частности, по уголовному делу в тех случаях, когда психическое здоровье направляемых на экспертизу лиц не вызывает сомнения у представителей следственных органов или подтверждено заключением судебно-психиатрической экспертизы.

Судебно-психологическая экспертиза не должна предшествовать судебно-психиатрической или проводиться параллельно с ней в рамках комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Заключение эксперта — это специальный процессуальный документ, без которого немыслима сама процедура установления всех обстоятельств, значимых для уголовного или гражданского процесса.

Судебная психологическая экспертиза по определению места жительства ребёнка, порядка общения с ребёнком, ограничения (лишения) родительских прав (психолого-педагогическая экспертиза)

Психолого-педагогическая экспертиза – это вид судебной экспертизы, целью которой является исследование психологического состояния несовершеннолетнего ребёнка в случае развода его родителей, возникновения спора о дальнейшем его воспитании, порядке общения с родителем и (или) лишения родителей ребёнка родительских прав.

Психолого-педагогическая экспертиза помогает определить отношения ребёнка к родителям и отношение родителей к ребёнку. При рассмотрении споров о воспитании ребёнка в рамках судебной психолого-педагогической экспертизы проводится анализ личности ребёнка, матери, отца, их системы ценностей, эмоциональных отношений к ребёнку и друг к другу.

По результатам экспертизы даются рекомендации относительно того, с кем из родителей будет проживать ребёнок, и какое участие родители будут принимать в его воспитании.

  1. Каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей?
  2. Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребёнок привязан в большей степени, чем это характеризуется?
  3. Кто из родителей имеет для ребёнка наибольший авторитет, влияние?
  4. Какой из вариантов проживания ребёнка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?
  5. Разрыв с кем из родителей для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?
  6. Какие имеются объективные конфликты между родителями ребёнка? Каково восприятие ребёнком данных конфликтов?
  7. Каков уровень тревожности ребёнка?
  8. Каково отношение ребёнка к другим членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?
  9. Индивидуально-психологические особенности ребёнка, особенности его эмоционального состояния, наличие и характер тревоги и т. д.;
  10. Особенности родительской позиции;
  11. Особенности детско-родительских отношений: отношения каждого из родителей к ребёнку, отношение ребёнка к родителям как к паре, к каждому в отдельности;
  12. Взаимоотношения ребёнка с другими членами семьи и социальным окружением;
  13. Содержание конфликта между родителями.
  14. Нет ли признаков психологического давления на ребёнка со стороны одного из родителей
  15. Могут ли индивидуально-психологические особенности отца либо матери оказать негативное влияние на психологическое здоровье и нравственное развитие ребёнка?
  16. Имеются ли признаки, позволяющие предположить целенаправленное влияние отца (матери) на желание ребёнка проживать с ним?
  17. Не формируют ли отец, мать у ребёнка негативный образ другого родителя?
  18. Каковы индивидуальные психологические особенности несовершеннолетних (несовершеннолетнего)?
  19. Какова привязанность несовершеннолетних (несовершеннолетнего) к каждому из родителей? Кому дети отдают предпочтение и с чем это связано?
  20. Каковы психологические особенности отношений детей к родителям, имеют ли несовершеннолетние какие-либо негативные представления об отце, матери и если имеют, то чем это обусловлено?
  21. Какое влияние на детей оказывает конфликт между родителями?
  22. Каково эмоциональное отношение каждого ребёнка к каждому из родителей? Имеются ли признаки негативного отношения кого-либо из детей к кому-либо из родителей, если да, то чем они обусловлены?
  23. Имеются ли признаки негативного влияния на детей со стороны кого-либо из родителей и в чем это выражается?
  24. Как повлияет на психологическое и нравственное развитие несовершеннолетних (несовершеннолетнего) их общение с отцом по предложенному графику?
  25. Могут ли особенности личности отца оказать неблагоприятное воздействие на психическое и психологическое состояние несовершеннолетних (несовершеннолетнего) при общении с отцом, с учётом длительного проживания с матерью, периодического общения с отцом?
  26. Возможно ли общение детей с отцом без присутствия матери без негативных последствий для психоэмоционального развития детей?
  27. Что желают дополнительно сообщить суду эксперты, исходя из предмета судебного спора родителей?
  28. Каковы особенности отношений ребёнка с матерью и отцом, степень привязанности к каждому из них? Испытывает ли ребёнок психоэмоциональное напряжение при общении с кем-либо из родителей и чем оно обусловлено?
  29. Имеются ли обстоятельства, препятствующие надлежащему осуществлению родительских прав кем-либо из родителей в отношении несовершеннолетнего ребёнка?
  30. Проявляет ли несовершеннолетний ребёнок особое желание проживать с кем-либо из родителей, является ли это желание самостоятельным, соответствующим интересам ребёнка?

Экспертиза по верификации

Экспертиза по верификации – это установление достоверности/не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства.

Методическое обоснование психологической экспертизы по верификации: достоверности / не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства

Психологическая экспертиза по верификации: достоверности/не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства относится к исследовательской экспертной технологии, реализуясь в рамках судебной экспертизы.

Верификация – это метод распознавания лжи, установления достоверности информации. Ложь — это сознательный акт искажения действительности, реализуемый в соответствии с 3 целями: 1) достижение социально-желательного эффекта; 2) выгодная самопрезентация; 3) получение личной (групповой) выгоды.

Диагностике во время проведения судебной экспертизы по верификации подвергаются паттерны вербального и невербального поведения во время сообщения ложной информации.

Требования, предъявляемые к используемым методам исследования сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства информации: точные, конкретные, содержат наименование (общеизвестное для специалистов) и / или подробное описание метода и ссылку на источник, научно и фактически обоснованные.

Показания для назначения психологической экспертизы по верификации: рекомендуется использовать при проведении судебной психологической экспертизы участников уголовного процесса, чьи показания зафиксированы с помощью видеозаписи и вызывают у следователя (суда) вопросы в отношении их достоверности.

Характер психологической экспертизы по верификации:

1) заочная, психологическому исследованию подвергаются видеоматериалы следственных (судебных, оперативно-розыскных) действий;

2) очная, непосредственное (прямое) обследование участников уголовного процесса с целью исследования индивидуально-психологических черт личности подэкспертного и особенностей его поведения в исследуемой ситуации, где при психологическом изучении материалов уголовного дела, анализу подвергаются также (при их наличии) и видеозаписи следственных действий (оперативно-разыскных мероприятий).

Противопоказания к назначению экспертизы по верификации: психическое и / или физическое состояние участника уголовного (гражданского) процесса вызывает у следователя (суда), эксперта сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания (п. 3, 4 ст. 196 УПК РФ).

Правовое обоснование применения специальных психологических знаний по верификации в уголовном процессе

Необходимость оценки достоверности показаний законодательно обусловливается следующими статьями Уголовного кодекса РФ, по которым предусмотрена уголовная ответственность:

— ст. 302 − принуждение к даче показаний;

— ст. 303 – фальсификация доказательств;

— ст. 306 − заведомо ложный донос;

— ст. 307 − заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод;

— ст. 308 − отказ свидетеля или потерпевшего от дачи показаний;

— ст. 309 − подкуп или принуждение к даче показаний или уклонение от дачи показаний либо к неправильному переводу.

Субъективной стороной по данным преступлениям может быть только вина в форме прямого умысла, то есть, лицо осознает, что сообщает сведения, которые не соответствуют действительности, и ложь в этом случае является заведомой, что в полной мере соответствует определению понятия «ложь».

Неправильное установление элементов субъективной стороны зачастую ведёт к необоснованному привлечению к уголовной ответственности невиновных лиц и уходу от ответственности действительных преступников из-за отсутствия в системе доказательств данных, которые можно было бы получить с участием психолога.

Следственные ситуации, обусловливающие необходимость использования специальных психологических знаний в рамках судебной психологической экспертизы (СПЭ) по верификации

Основные ситуации, с которыми можно столкнуться в ходе различных этапов следствия по уголовному делу и которые вызывают у следователя (суда) сложности при оценке достоверности доказательств, следующие:

1) принципиальное несовпадение (неустранимые противоречия) содержания показаний (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых) с другими доказательствами по уголовному дела;

2) внутренняя противоречивость показаний или существенное их изменение от допроса к допросу, появление большого числа новых деталей;

3) слишком обобщённый характер сообщаемой информации, отсутствие конкретных деталей, собственных переживаний и оценочных характеристик;

4) заученность, повышенная точность в описании деталей;

5) схематизм, застывшая форма показаний;

6) отсутствие какой-либо вариативности в показаниях;

7) употребление усложнённых языковых оборотов, специальных терминов, штампов деловой речи, оперирование понятиями, не характерными для социального статуса участника уголовного процесса, дающего показания, его образовательного уровня, сферы профессиональной деятельности, уровня психического развития;

8) необычное поведение при допросе, повышенная речевая активность, подчёркивание якобы своей осведомлённости, конфликтность, агрессивность, некритичность в оценке своих возможностей, психопатологические реакции и проявления;

9) отказ участника уголовного процесса от своих первоначальных показаний, в том числе с указанием, что первоначальные показания были им даны под чьим-либо воздействием;

10) немотивированный отказ от дачи показаний или их изменение без видимых на то объективных причин;

11) отсутствие иных доказательств, кроме показаний участников уголовного процесса.

Требования, предъявляемые к видеозаписям, предоставляемым на судебную психологическую экспертизу (СПЭ) по верификации: достоверности/не достоверности информации, сообщаемой участниками уголовного (гражданского) судопроизводства

I. Видеозапись следственного (судебного) действия должна быть выполнена соответствующим процессуальным лицом. Процессуальная легализация записей, выполненных иными участниками (или не участниками уголовного процесса) возможна в двух случаях: если до начала следственного действия участник уголовного процесса (или не участник) заявил о том, что будет производить видеозапись и получил разрешение на производство такой записи от лица, производящего соответствующее процессуальное действие, сведения о применении записи с указанием видеозаписывающего устройства внесены в соответствующем протоколе;

II. Объект видеозаписи (подэкспертный) должен находиться в ракурсе видеокамеры. Ракурс может иметь 2 варианта:

1. Объект полностью находится в кадре – его голова, туловище, руки, ноги;

2. Объект находится в кадре по пояс, крупным планом снята голова подэкспертного;

III. Видеоряд должен характеризоваться чёткостью и отсутствием помех;

IV. Акустическая обстановка звукового ряда должна характеризоваться чёткостью, разборчивостью и различимостью звучащей речи участников следственного действия, что позволяет оценивать на протяжении всей записи артикуляцию, содержание и интонационную окраску реплик допрашиваемого, отражающих его психоэмоциональное состояние;

V. Требования, предъявляемые к использованию приёмов видеозаписи:

1) Общий план – фиксация обстановки производится в начале производства видеозаписи.

2) Средний план – в кадре расположен непосредственно подэкспертный, полностью находится в кадре (голова, туловище, руки, ноги);

3) Детальный план – наиболее рекомендуемый. В кадре фиксируется голова, лицо и шейно-плечевой пояс подэкспертного;

4) Смена плана съёмки: от общего к детальному, постепенно и медленно в начале съёмки, без дальнейшего изменения детального плана.

6. Следственное (судебное) действие должно быть зафиксировано в полном объёме, от начала до его завершения;

7. Материально-техническое обеспечение: данные, находящиеся на любом цифровом носителе информации, должны быть доступными для воспроизводства стандартным программным обеспечением (например, операционной системы MS Windows).

Вопросы, подлежащие разрешению для психологической экспертизы по верификации

 1) Наличие психологических признаков достоверной информации в конкретных тематических фрагментах показаний подэкспертного (исследуемого,наблюдаемого).

2) Наличие психологических признаков не достоверной информации (лжи) в конкретных тематических фрагментах показаний подэкспертного (исследуемого, наблюдаемого).

Профайлинг

Профайлинг — это профессиональные навыки специалиста в создании идентичного профиля (психологического портрета) любого лица, ставшего объектом его методически организованного внимания.

Смысл профайлинга заключается:

1) В возможности прогнозирования поведенческих реакций, реагирования, поступков, аффективного отклика, действий другого лица;

2) В возможности оказать противодействие при попытке манипулирования со стороны другого лица;

3) В способности подбора метода воздействия в ситуации необходимости на конкретного человека на основе его психологического профиля;

4) В способности профессионального, позитивного, продуктивного взаимодействия с человеком, исходя из специфических особенностей и феномена его личности.

Отдел судебных психологических экспертиз:

1) организует и проводит повышение квалификации в соответствии с тематическим планом по дисциплине «Профайлинг»;

2) занимается созданием профилей лиц на основе видеоматериалов, аудиоматериалов, наблюдения, межличностной коммуникации и т.д.

3) проводит консультирование представителей бизнеса по вопросам оптимального взаимодействия с партнёрами, созданию психологических профилей;

4) составляет психологические профили по обращению правоохранительных и государственных органов в рамках уголовного и гражданского судопроизводства;

5) проводит индивидуальное консультирование частных лиц, семей, супругов, педагогов и т.д. по вопросам построения эффективного и антикризисного взаимодействия, исходя из психологических профилей обратившихся и участников межличностного взаимодействия.